бесплатные тесты для мужчин - Статьи
Проблема нелегальных армянских мигрантов в Турции Радио Свобода В старинном стамбульском районе Султанахмет, там, где на пристани расположились торговцы семитами и жареной рыбой, с раннего утра собираются толпы. Это крупнейший рынок мигрантов в Турции, куда ежедневно приходят нелегалы в надежде найти хорошую работу. Кого здесь только нет: упитанные грузинки, худенькие юркие молдаванки, которые приезжают в Турцию вместе с мужьями, армянские женщины, которые соглашаются даже на самую трудную, малооплачиваемую работу. То и дело слышна русская речь. Многие общаются на русском, называя друг друга «бывшие советские», по старинке. В период экономического кризиса в стране стало трудно найти хоть какую-то приличную работу, даже турецким гражданам. Мигранты едут на плантации фундука и чая в черноморский Трабзон. Всего сутки пути, а там - альпийские луга, пахучий сыр и свежая килька, которую местные жители называют «хамси». Рабочих, мужчин, нанимают на сезон, платят по триста-четыреста долларов, бесплатно кормят. Женщины остаются в городе помогать по хозяйству, смотреть за детьми в состоятельных турецких семьях. Оказаться на месте няньки для детей - довольно большая удача. Женщины за год накапливают довольно приличную сумму, которую отправляют родственникам в Армению. Хозяйка агентства дешевой рабочей силы Сельма. Пекарня в портовом стамбульском районе Кадыкей - одна из тысяч подобных представительниц мелкого бизнеса, которые ежедневно поставляют на стамбульский рынок свежий хлеб. Здесь выпекают лаваш - тонкий, блиноподобный пресный хлеб из пшеничной муки, толщиной с бумажный лист. Хозяин производства, армянин Ашот работает вместе с братом и дальними родственниками. Свежевыпеченный хлеб продают на вынос, турецким домохозяйкам, или развозят в стамбульские супермаркеты. Войти на рынок со своим товаром в Стамбуле сложно. Чтобы сэкономить средства, многие торговые сети обзаводятся собственным хлебопекарным производством. Но партнеры по бизнесу - турки - довольно любезно приняли армянских пекарей. «С соседями у нас царит мир и согласие, - говорит Ашот, - лишь однажды на здании пекарни появилась надпись «Грязные армяне убирайтесь из Турции». «Да кому из обычных людей ,- говорит он, - придет в голову воевать из-за давно забытых вещей. Все заняты добычей хлеба насущного». Относительно хлеба, вспоминает Ашот, все же был один неприятный случай. Инцидент случился после того, как пекари решили разместить на этикетке красочную надпись «армянский лаваш». Турецкие партнеры настойчиво попросили стереть надпись - не все покупатели соглашались брать продукт с такой маркировкой. Армянские беженцы потянулись в Турцию в конце восьмидесятых, после землетрясения в Спитаке, превратившего в руины несколько армянских городов. В те годы, как говорили, в Москву уезжали состоятельные люди с деньгами, «чтобы жить», а в Турцию те, кто хотел выжить. К тому же Стамбул было дешевле и туда было проще попасть. Ехали в Грузию, оттуда еще около полутора суток тряслись в тесном грязном автобусе до грузино-турецкой границы, на таможне многие шли на хитрость: покупали месячную визу, говорили, что едут на месяц, оставались на долгие годы. Турецкие пограничники довольно лояльно относились к армянским беженцам. Не задавали лишних вопросов, не устраивали изнурительных проверок, требовали уплатить по закону за въездную марку, давали разрешение на проезд. Эмиграция в основном состояла из женщин, которые оседали в больших городах: Стамбуле, Анкаре, Анталии, чтобы заработать на пропитание для оставшихся в Армении родных. Опасаясь преследований, многие были вынуждены скрывать свою национальность. Избегали разговоров на улице с посторонними. Однако отношение со стороны обычных турок к приезжим оказалось довольно благожелательным. Поэтому не случайно, что пятидесятитрехлетняя Анне Геворкян, которая устроилась работать помощницей по хозяйству в одну из турецких семей, довольно сильно раздражена политиками, поставившими под вопрос ее покой и достаток: «Нацизм в коридорах турецкой власти» - так местные политологи охарактеризовали скандал, который разразился минувшей зимой в турецком парламенте . Одна из депутатов парламента Турции Джанан Орытман потребовала, чтобы президент страны Абдулла Гюль сдал ДНК-тест и таким образом доказал, что в нем нет армянской крови. Она прозрачно намекнула, что мать президента является армянкой и что, дескать, армянские корни президента могут быть причиной того, что он не подверг критике инициативу турецкой интеллигенции, предложившей извиниться за уничтожение армян в Османской империи. Президент начал оправдываться, уверяя, что в нем нет ни капли армянской крови, и все его родственники являются чистыми турками. Президент, в свою очередь, подал на обидчицу в суд, не за разжигание межнациональной вражды и пропаганду идей нацизма, а за то, что она подрывает его репутацию. Президента не ужаснуло, что ему предлагают провести некие исследования с целью выяснения национальных корней человека, так, как это делали в гитлеровской Германии. Его обидело, что это предложили сделать ему. Независимый журналист, политолог Мехмет Барлас: |